Повышение качества дошкольного образования

В продолжение работы по повышению качества дошкольного  образования в Эвенкийском муниципальном районе с 7 мая по 11 мая 2018 года в МКДОУ «Детский сад №5 Лесной» прошёл муниципальный семинар по теме «Система коллективного обучения по индивидуальным программам: разработка фрагментов модифицированных образовательных программ в ДОУ». Целями семинара стали организация, обучение и освоение коллективного способа обучения на основе индивидуальных программ, разработка фрагментов образовательных программ для практических проб в детских садах.

В семинаре приняли участие воспитатели МКДОУ «Детский сад №1 Одуванчик», МКДОУ «Детский сад №5 Лесной» и студенты дошкольного обучения КГБПОУ «Эвенкийский  многопрофильный техникум». Запуск организационно-деятельностного семинара осуществили Савлепова Т.В, заместитель директора МКУ ДПО ЭПЦ, Каненя А.А., заведующая МКДОУ «Детский сад №5 Лесной», Чорду В.Д., заведующая МКДОУ «Детский сад №1 Одуванчик».

Руководитель Управления образования Администрации ЭМР Шаповалова О.С. в своем приветственном выступлении отметила, что предстоящая работа семинара будет направлена на качественное изменение дошкольного воспитания. Учитывая то, что в дошкольном возрасте закладываются базовые умения и навыки, то главную роль среди них выполняют развитие общих коммуникативных умений, основанных на сотрудничестве и взаимопомощи, которые важно сформировать у ребенка, чтобы он в дальнейшем стал успешным в школе. Заместитель директора МКУ ДПО Этнопедагогического центра Савлепова Т.В.  обозначила особенности работы организационно-деятельностного семинара, заключающиеся в обмене опытом между дошкольными учреждениями.

В ходе семинара МКДОУ «Детский сад №1 Одуванчик», поделился полученными наработками по коллективному способу обучения. В течение марта 2018 года коллективом педагогов детского сада была проведена огромная предварительная работа, начиная с проведения методического объединения воспитателей и заканчивая  родительским собранием.  Если учесть, что все способы работы с детьми по КСО  предполагают уже сформированные навыки чтения, и не предусмотрены для нечитающих детей, тогда необходимо было  переработать методики взаимообмена заданиями, взаимотренажа, разучивания стихов в парах, адаптируя их для дошкольного возраста.  Так,  воспитатель подготовительной группы Елена Николаевна Кормолова предложила свой вариант методики разучивание стихов в паре, применив такой прием, как «синхронное проговаривание» для заучивания стихотворений.  В результате практической  пробы  воспитателям  удалось не только прочувствовать новую организацию совместной деятельности, получить  новый опыт необходимый для работы с детьми дошкольного  возраста, но и построить новые отношения между  детьми.

С полученными наработками воспитатели МКДОУ «Детский сад №1 Одуванчик» и поделились с коллегами и студентами. Кармалова Е.Н. осуществила запуск методик  разучивание стихов в паре (синхронное проговаривание) и взаимообмен заданиями по теме «Формирование элементарных математических представлений» в подготовительной группе. Чорду В.Д. запустила методику взаимотренаж по теме «Домашние животные», «Овощи», «Фрукты». Виноградова Д.Н. — методику схематизации. Все методики были проработаны не только в варианте, предложенном на краевом семинаре, но и в варианте, адаптированном для работы в детском саду в соответствии с возможностями детей дошкольного возраста.

В ходе обсуждений педагоги детского сада № 1 «Одуванчик» отметили, что работа в форме КСО  действительно увеличивает нагрузку на педагогов, но и качество знаний детей, несомненно, становится выше. Среди достоинств КСО воспитатели выделяют активную позицию ребенка – он перестает быть просто слушателем, становясь активным участником образовательного процесса; развивается речь – в течение дня ребенку приходится высказывать свое мнение, делиться информацией с другими детьми; ответственность – перед собой и окружающими. По мнению родителей, происходит качественное изменение речевого развития, а информация, представленная на табло планирования – уровень освоения ребенком программного материала. Дети вовлечены в активную деятельность. У воспитателей появилось возможность для индивидуальных занятий с детьми, которым необходима педагогическая поддержка.

В свою очередь, после предложенных методик  воспитатель старшей группы детского сада №5 Лесной  Князева Ю.Ф. предложила своё видение методики разучивание стихов в паре, когда текст  стихотворения изображен в виде таблицы с рисунками (образами).

По итогам организационно-деятельностного семинара каждое дошкольное учреждение запланировало на летний период работы разработку и реализацию своей модели организации воспитания по КСО в рамках своей общеобразовательной программы. Сюда будет входить планирование игровой деятельности самими детьми, результаты которой ими же будут заноситься в табло учета,  разработка самого табло учета,  разработка дидактических карточек и т.д. Кроме этого, и студенты дошкольного образования многопрофильного техникума  в ходе прохождения практики в детских садах,  которая будет проходить в мае этого года, активно включатся в процесс преобразования и улучшения дошкольного образования. Тем самым научаться планировать, проводить и анализировать парные и групповые занятия. Савлеповой Т.В., заместителем директора МКУ ДПО ЭПЦ было предложено в сентябре представить на районном педагогическом совете наиболее продуктивную практику по КСО. В связи с этим будет отдельно разработан план дошкольной диалоговой площадки районного педагогического совета с участием инновационной деятельности детских садов №1 «Одуванчик», №5 «Лесной».

 

Таким образом, намеченные прогрессивные изменения в дошкольном образовании связаны не с повышением среднего уровня образовательных результатов группы, а с обеспечением высокого качества образования каждого ребенка, учитывая особенности коллективного способа обучения: дети обучают друг друга на основе сотрудничества и взаимопомощи, учатся выступать, рассуждать, доказывать, у детей развиваются педагогические способности при этом говорят и общаются все, происходит смена рабочего места, дети работают на себя и на других, у них формируются отношения ответственной зависимости.

        Материал подготовили Савлепова т.В., заместитель директора МКУ ДПО ЭПЦ, Чорду В.Д., заведующая МКДОУ «Детский сад №1 Одуванчик», Каненя А.А., заведующая МКДОУ «Детский сад №5 Лесной»

Комментирование запрещено